Хоть время и нельзя пощупать, ребенок начинает его чувствовать с малых лет. День сменяется ночью – это время идет. Однако для того, чтобы его определять точно и правильно, родителям нужно познакомить сына или дочь с часами и объяснить, как ими пользоваться.
Для того, чтобы разобраться со временем, ребенок должен уметь считать до 60, а лучше – до 100. Чтобы закрепить навык счета, можно проделать следующие упражнения:
- называем вслух двузначные числа, которые мы видим вокруг (номер квартиры, ценник в магазине, маршрут автобуса и т.д.)
- тренируем обратный счет: от 60 к 1, а потом от 100 к 1
- называем числа, между которыми стоят круглые числа. Например,50 стоит между 49 и 51, 20 – между 19 и 21
- считать по порядку числами, кратными 5 ( 5, 10, 15, 20 и т.д.) – то есть числами, которые заканчиваются на 0 или на 5. Потом проделать этот же счет в обратном порядке.
Далее важный навык – понимание, где «лево», а где «право». Это пригодится для того, чтобы потом понимать движение по часовой стрелке и против часовой стрелки.
Развиваем у ребенка общее понятие о времени.
Разбираем с сыном или дочкой понятия «вчера», «сегодня», «завтра»; «прошлое», «настоящее», «будущее»; «утро», «день», «вечер», «ночь», «сутки». Детям проще понимать эти вещи через конкретные понятия: «вчера мы ходили на день рождения к Мише», «утром я завтракал», «перед сном я посмотрел мультики» и так далее. Если ребенок где-то ошибается – мягко поправляйте его. Главное здесь – не допустить ложного понимания времени.
Когда ребенок хорошо усвоил все эти знания, можно переходить к часам со стрелками.
Для начала познакомим его с устройством часов. Покажите ребенку циферблат, часы, минуты, стрелки. Затем можно переходить к понятиям «ровно час», «полчаса», «четверть часа». Обратите внимание на часовую, минутную и секундную стрелки и расскажите, что каждая стрелка имеет свою длину. Пусть ребенок понаблюдает: какая стрелка почти стоит на месте, а какая бегает по циферблату. Расскажите, за сколько времени каждая из них проходит круг.
Теперь свяжите в единую логическую цепочку все понятия: в сутках 24 часа, 1 час — это 60 минут, а 1 минута — 60 секунд. Расскажите, как это – «по часовой стрелке» и «против часовой стрелки» и что время всегда идет только вперед.
После этого можно переходить к «чтению» часовой и минутной стрелки. Начните с отсчитывания минут интервалами, кратными 5. Не на всех стрелочных часах есть насечки с минутами, поэтому этот навык пригодится дочке или сыну. Минуты не указаны на обычных стрелочных часах, поэтому этот навык нужно отработать. И только когда ребенок будет ориентироваться в пятиминутных интервалах, расскажите ему про более мелкие минутные промежутки.
Затем можно переходить к знакомству с часовой стрелкой. Расскажите, что до полудня цифры на циферблате являются сами собой, но потом они обедают и «толстеют»: 1 становится 13, 2 – 14 и тд. Такая аналогия смешная и легко запоминается, а главное – помогает уловить принцип.
В освоении навыка «чтения» часов поможет наличие стрелочных часов дома. Периодически обращайте на них внимание ребенка и определяйте вместе с ним время. А еще лучше – подарите ему наручные часы с циферблатом. Также для закрепления полученных знаний можно предложить ребенку позаниматься на специальном тренажере.
Самодельные часы
Также, чтобы облегчить понимание времени, можно смастерить самодельные часы. Возьмите одноразовую тарелку или вырежьте круг из картона. Расчертите на 4 равных части и нанесите первые цифры, соответствующие настоящему циферблату. Затем каждую четвертинку разделите на 3 части и допишите оставшиеся числа. Циферблат готов, осталось добавить стрелки. Вырежьте их из картона. Раскрасьте разными цветами и закрепите на круг кнопкой. Поставьте самодельные часы рядом с настоящими.
Пока вы создаете самодельные часы, пробегитесь по уже изученным понятиям. Расчертили круг на четыре части — вспомнили про «четверть часа», добавили часовую стрелку — вспомнили, за что она отвечает и за сколько проходит круг и так далее.
Чтобы закрепить умение «читать» время по часам , можно предложить ребенку следующие игры и задания.
«Который час»
Меняйте положение стрелок и называйте время. После предложите ребенку сделать тоже самое и назвать получившееся время. Затем усложним игру. Покажите время на часах и проведите параллель с каждодневными событиями: «это 7 часов ровно, в это время мы просыпаемся», «а вот 18:00, в это время папа приходит с работы» и так далее. Затем предложите ребенку понарошку прожить весь день по порядку.
«Рисуем пиццу»
На самодельном циферблате можно делать пометки. Предложите ребенку провести линии от центра циферблата к числам и закрасить каждый сектор своим цветом. Получится «цветная пицца» (а еще визуально выделятся 5-минутные интервалы). Пропишите вторые значения каждого из чисел (2 — 14, 3 — 15) и минуты (от 1 до 60).
«Режим дня»
Распишите на листе бумаге режим дня, и вместе с ребенком к каждому пункту расписания пририсуйте изображение часов со стрелками, выставленными в соответствующем времени положении. Результат можно повесить в комнате ребенка над его кроватью или рабочим столом.
«Кубики»
Возьмите 4 игральных кубика и самодельные часы. Бросайте кубики попарно. Результат, выпавший на первой паре, будет определять часы, а на второй – минуты. После двух бросков предложите ребенку выставить полученное время на часах.