Онлайн тренажёры по математике

Как быстро выучить таблицу умножения?

Таблица умножения, пожалуй, вызывала ужас и непонимание у любого из нас в младших классах: столбцы с числами в несколько строк, которые нужно выучить наизусть – такая задача казалась неподъемной и отпугивала самим своим видом.
Для того, чтобы ребенок смог разобраться с таблицей умножения, опытные педагоги дают самый правильный и простой совет: не нужно ее заучивать, нужно постараться понять принцип и смысл умножения как действия. В этой статье мы поделимся лайфхаками, которые помогут ребенку подружиться с таблицей умножения и с легкостью решать задачки.

Для начала давайте разберемся: что же такое умножение и в чем его смысл? Умножение – это многократное сложение одинаковых чисел. Первый множитель обозначает, какое число будут складывать, а второй – сколько раз. Например, 2+2+2+2=8, точно так же, как и 2х4=8. То есть мы сложили двойки 4 раза. Или 3+3+3=9, как и 3х3=9. Только если записывать эти примеры в виде суммы, получится долго и неудобно. Поэтому используют умножение.

Познакомьте ребенка с таблицей Пифагора

На ней наглядно изображена работа умножения. Результат умножения двух цифр представлен числом, находящемся на пересечении строки и столбца с соответствующими цифрами. Например, чтобы умножить 2 на 3, достаточно провести две линии: горизонтальную от цифры 2 в левом столбце, и вертикальную — от цифры 3 в строке. Результат — 6. Вместе с ребенком умножьте 2 на 3, а потом – поменяйте цифры местами и умножьте 3 на 2. В обоих случаях результат будет одинаков и равен 6. Так мы понимаем, что если множители поменять местами, результат не изменится.

Таблица Пифагора

  2 3 4 5 6 7 8 9 10
2 4 6 8 10 12 14 16 18 20
3 6 9 12 15 18 21 24 27 30
4 8 12 16 20 24 28 32 36 40
5 10 15 20 25 30 35 40 45 50
6 12 18 24 30 36 42 48 54 60
7 14 21 28 35 42 49 56 63 70
8 16 24 32 40 48 56 64 72 80
9 18 27 36 45 54 63 72 81 90
10 20 30 40 50 60 70 80 90 100

 

Чтобы лучше разобраться в квадрате Пифагора, нарисуйте его самостоятельно от руки. В столбик напишите по порядку цифры от 1 до 10, оставив ячейку над единицей пустой. Затем напишите в строку от пустой ячейки также числа от 1 до 10. У вас получилось пустое поле в квадрате справа от заполненного столбца и под заполненной строкой. Начните по порядку перемножать числа из столбца и числа из строки, вписывая в таблицу результаты на месте пересечения нужных строк и столбиков. Так постепенно от простых вычислений вы дойдете до сложных, параллельно демонстрируя ребенку систему работы таблицы Пифагора.
Также, изучая эту таблицу, ребенок можно показать закономерности. Любое число, умноженное на 1, будет равняться самому себе. Любое умножение на 2 – это число, которое прибавили к самому себе. Любые умножения с участием числа 5 будут заканчиваться на 5 или на 0, если умножать на четные числа – на конце результата будет 0, а с нечетными – 5. При умножении на 9 сумма цифр в получившимся числе всегда равна 9. Например, 2 × 9 = 18 (1 + 8 = 9), 3 × 9 = 27 (2 + 7 = 9) и так далее. А чтобы умножить число на 10 – достаточно дописать к нему справа 0.

Включайте умножение в повседневные дела

Например, попросите его посчитать, сколько нужно ложек сахара для 5 десертов, если для изготовления одного десерта нужно 2 ложки сахара. Или сколько конфет и яблок купить для одноклассников, если каждый из них получит по два яблока и три конфеты. А еще можно совместить приятное с полезным, и предложить ребенку класть в его копилку ежедневно 2, 5 или 10 рублей. Перед этим спросите его, сколько он накопит за неделю. А неделю спустя откройте копилку и посчитайте, сколько вышло.

Считайте на пальцах

Этот лайфхак поможет разобраться с умножением на цифру 9. Нужно выставить перед собой две руки. Мысленно пронумеровать пальцы на них по порядку от 1 до 10 слева направо. Затем выбрать число, которое мы умножим на 9. Наример, 7. Количество пальцев, которые расположены слева от пальца №7 будет равно первой цифре того числа (6), которое мы получим при умножении 7х9, а количество пальцев после пальца №7 – будет равно второй цифре (3). Чтобы было удобнее считать, можно загнуть палец №7. Считаем и получаем ответ – 63. Попробуйте, это работает со всеми числами при умножении на 9!

Некоторые части таблицы умножения может понадобиться просто заучить. Но, разобрав принципы работы умножения, это будет несложно сделать. Главное в запоминании – периодическое повторение выученного, по порядку и вразнобой.